Выделение «земельного пая» (выделение земельной доли) в натуре законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения ставит в зависимость от размера земельной доли, а не от состава групп земель сельскохозяйственного назначения, приходящегося на эту долю. Деление земель сельскохозяйственного назначения на группы (классы) преследует цель рационального использования сельскохозяйственных угодий и определяет их качественную характеристику.
Конкретный состав земель сельскохозяйственного назначения не имеет значения для процедуры выделения земельных участков в счёт земельных долей. Эта процедура носит самостоятельный характер и не зависит от качественных характеристик выделяемых участков. Качественные характеристики земельного участка носят относительно постоянный характер, сведения о них содержатся в ГЗК, и при выделении земельных участков они не меняются.
Кроме того, изменение разрешённого использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения также не влияет на его качественные характеристики. Если Вы выделяете земельный участок в счёт земельной доли, в составе которого имеются, и пашни, и сенокосы, и многолетние насаждения, то при установлении (изменении) в отношении этого участка разрешённого использования, например, «ведение ЛПХ», его качественный состав останется прежним (как до выделения в натуре). Поэтому в условиях действующего законодательства качественный состав земель сельскохозяйственного назначения при выделении земельной доли (выделении земельного пая) особой роли не играет.
Современный уровень земельного законодательства не позволяет выявить тесные связи между отношениями по охране земель и отношениями по их использованию (в широком смысле). Поэтому вполне допускается, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может состоять из частей, в свою очередь каждая из которых будет относиться к различным группам сельскохозяйственных угодий и, следовательно, использоваться для различных целей. По нашему мнению, в данном случае необходимо предусмотреть законодательный механизм выделения земельных долей в натуре, который бы обеспечивал образование земельных участков, относящихся только к одному классу земель.
Представляется, что такой подход будет более соответствовать принципу рационального использования сельскохозяйственных угодий. Пашня – это самая ценная группа земель из всех сельскохозяйственных угодий. Она является главным средством производства в сельском хозяйстве и в определённой мере основной составляющей продовольственной безопасности государства. Привести пашню к деградации и превращению её в пастбище или сенокос – дело плёвое, а вот, наоборот, на пастбище или сенокосе организовать пашню, оплодородить землю, сформировать почвенный слой – это мероприятие куда более трудоёмкое.
В силу п. 3 ст. 13 Закона об обороте земель в случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 указанного Закона, участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своём намерении выделить земельный участок в счёт своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение (сообщение о выделе земельного пая) в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счёт своей земельной доли земельного участка.
Среди некоторых специалистов бытует ошибочное мнение, что обязательной стадией выдела земельной доли в натуре является проведение общего собрания сособственников. И лишь в тех случаях, когда такое собрание не приняло решение о выделе земельной доли в натуре, допускается её выделение путём письменного извещения остальных сособственников или опубликования объявления (сообщения о выделе земельного пая) в средствах массовой информации.
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 13 Закона об обороте земель местоположение выделяемого земельного участка определяется собственником земельной доли в соответствии с решением общего собрания сособственников, которым утверждены границы части общего земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей. При этом такое решение принимается в порядке, установленном ст. 14 указанного Закона. Образование земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
Статья 14 Закона об обороте земель определяет порядок владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в долевой собственности. Названной статьёй не регламентируется порядок выделения земельных участков в счёт земельных долей. Общее собрание проводится не для определения местоположения выделяемого в счёт земельной доли земельного участка, а для утверждения границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей (п. 1, 2 ст. 14).
Общее собрание сособственников призвано решать вопросы, касающиеся общего земельного участка, а не конкретных земельных долей. Отсутствие у сособственников желания на осуществление правомочий собственника в отношении общего земельного участка не должно отражаться на правах отдельных собственников земельных долей. Тем более, что отдельные собственники земельных долей не должны решать собственные вопросы в отношении определения юридической судьбы принадлежащих им земельных долей посредством остальных сособственников, в каждом случае выделяя земельный участок в счёт земельной доли путём проведения общего собрания.
Если общее собрание сособственников не утвердило границы части общего земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей, участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своём намерении выделить земельный участок в счёт своей земельной доли остальных сособственников или опубликовать сообщение о выделе земельного пая в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка.
До принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона средствами массовой информации, в которых надлежит опубликовывать сообщение о выделе земельного пая и о проведении общего собрания сособственников в целях определения порядка владения, пользования и распоряжения общим земельным участком являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (пп. 5 п. 1 ст. 19.1 Закона об обороте земель).
Письменное извещение или сообщение о выделе земельного пая в средствах массовой информации о выделении земельного участка должны содержать:
- описание местоположения выделяемого земельного участка, которое позволяет определить его границы на местности (так называемый «адресный ориентир»);
- указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка сособственнику, требующему его выделения, или указанному им в извещении представителю.
Например: «Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: года Энск, ул. Колхозная, д. 1, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза «Путь к коммунизму», извещаю о своём намерении выделить в счёт принадлежащей мне на основании свидетельства на право собственности на землю серии АААА № 111111, выданного 01.01.1995 года земельной доли земельный участок размером 10 га, расположенный (адресный ориентир), для создания и организации деятельности КФХ. Возражения относительно местоположения выделяемого земельного участка прошу присылать по адресу: года Энск, ул. Колхозная, д. 1».
Если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления остальных сособственников о выделении земельного участка от них не поступят обоснованные возражения относительно его местоположения, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Ввиду отсутствия в законодательстве правовой регламентации механизма проверки регистрирующим органом в рамках проводимой им правовой экспертизы сведений об отсутствии возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения выделяемого земельного участка при государственной регистрации права собственности на него от заявителя истребуется протокол проведения общего собрания сособственников. Однако по вышеизложенным основаниям такое требование незаконно.
До момента введения соответствующего правового регулирования в качестве письменного подтверждения отсутствия возражений других сособственников относительно местоположения выделяемого земельного участка можно предложить использовать расписку об этом выделяющегося сособственника.
В практике правоприменения нередко встаёт вопрос: как понимать словосочетание «общее собрание не утвердило»? Либо как: кворум наличествовал, но общее собрание не приняло никакого решения, либо: кворум отсутствовал, поэтому решения принято не было (или решение хотя и было принято, но в виду отсутствия кворума считается нелегитимным), либо: общее собрание вообще не проводилось, в силу чего решение не принималось. Представляется, что для целей анализируемой статьи причины, по которым не были утверждены границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей, особой роли не играют.
связаться со мной можно через, скайп, маил агент,
177095@mail.ru. Tuman095.
Звоните, рад буду помочь.